Консультации логопеда-дефектолога для родителей обучающихся с ОВЗ

Консультации являются одной из важнейших форм взаимодействия логопеда-дефектолога с семьей. Для того чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке, необходимо проводить индивидуальные консультации-собеседования с родителями.

Логопед должен дать родителям возможность рассказать ему все то, с чем они хотели бы познакомить специалиста, и выяснить важные сведения для своей профессиональной работы с ребенком: особенности здоровья ребенка; его увлечения, интересы; предпочтения в общении в семье; поведенческие реакции; особенности характера; мотивации учения; моральные ценности семьи.

Причины отставания в речевом развитии могут быть самыми разнообразными – как биологическими (проблемы в развитии слухового, зрительного и тактильного восприятия; наследственный тип позднего развития речи; болезненность ребенка), так и социальными. Нередко поведение родителей и их отношение к ребенку создает предпосылки к отставанию в речи у детей.

Как родители могут помочь

Важно, чтобы и родители, а не только педагоги детских центров и логопеды, занимались развитием речи малыша. Самое основное для улучшения речи – это развитие мелкой моторики, улучшение работы органов артикуляционного аппарата.

Делать каждый день артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, играть в дидактические игры или делать самомассаж (рук, лица). При самомассаже можно использовать разные тренажеры, такие как мячик «ежик», каучуковый мячик, массажное кольцо Су Джок.

 Важно придерживаться следующих правил: 
— нельзя «сюсюкать» с ребенком, т.е. говорить  лепетным языком или искажать звукопроизношение, подражая  речи  ребенка; 
— желательно, чтобы ваша речь была всегда четкой, умеренной по темпу; 
— общаясь с ребенком, не перегружайте свою речь труднопроизносимыми для детей словами, непонятными выражениями, оборотами. Фразы должны быть достаточно простыми. Перед чтением книжки, сказки новые, незнакомые слова, встречающиеся в тексте, нужно не только объяснить ребенку в доступной его пониманию форме, но и проиллюстрировать: рассмотрите яркую картинку, сходите на экскурсию и т.п. 
— ребенка нельзя наказывать за ошибки в речи, передразнивать его или раздраженно поправлять. Полезно читать детям стихотворные тексты, соответствующие их возрасту.  
         «Мой совет родителям: обогащайте словарь ребенка!»

Частые вопросы логопеду:

До какого возраста стоит оставить в покое ребенка, который не выговаривает звуки Р и Л?.

Как понять, что ребенок готов учиться читать? С чего начать учить?

Как готовить дошкольника к школе? Должен ли быть какой-то минимум знаний и навыков у первоклассника?

Когда начать тревожиться и искать логопеда? С какого возраста с ребенком занимаются логопеды и чем?

Есть определенные нормы развития речи. В несколько месяцев ребенок начинает гулить, потом лепетать, в год-полтора он произносит первые слова. К двум годам у ребенка должна быть сформирована фразовая речь и структура простого предложения. К 3 годам ребенок уже говорит. Эта речь может быть не очень хорошо оформлена, с маленьким словарным запасом, не очень изощренная грамматически, но тем не менее вполне понятна окружающим.Если идет отставание от этих нормативов, надо тревожиться. Первым делом надо идти не к логопеду, а к неврологу. Наша главная задача — не пропустить чего-то очень серьезного. Мы исключаем неприятные вещи и потом уже решаем проблемы по мере развития ребенка. Если невролог посмотрел ребенка в 2-3 года и сказал, что с ним все нормально, нет никаких проблем, то тогда можно идти к логопеду. Хочу обратить внимание, что сейчас работа логопеда с детьми затруднена. Современные дети много времени о по-другому воспринимают мир. Когда логопед автоматизирует звук у ребенка, ему нужно хорошее состояние эмоционально-волевой сферы. Этот показатель у современных детей развит намного хуже, чем у их родителей и тем более у их бабушек и дедушек. Дети быстро забывают информацию, потому что они привыкли к резкой смене картинки, они неусидчивы, не умеют слушать. А логопедическая работа целиком опирается на это.

Поэтому то, на что раньше требовалось не больше двух месяцев, сейчас займет гораздо больше времени. Родителям надо помнить об этом.

 

Крайнова Л.В.

Логопед-дефектолог

ГБОУ СОШ «ОЦ» пос.Серноводск

Оставить ответ