Миссия школьной службы примирения – включение восстановительных программ существующих форм работ

 В школе обучаются дети из разных социальных слоев, разных национальностей, разных стилей воспитания и т.д., что создает потенциально конфликтную среду, в которой школьники обязаны находиться значительную часть своего времени.                               

Поэтому подростки и дети «группы риска» часто вовлекаются в конфликты, становятся нарушителями или жертвами. Административное воздействие и наказание не работает с причинами конфликтов и с чувствами конфликтующих, а, как правило, сводится к поиску виновного и наказанию (или к угрозе наказанием). Но практика показывает, что это малоэффективно. Потому что решение о способе выхода из конфликта принимают не сами участники ситуации, а кто-то другой, используя при этом: власть (взрослые), физическую силу (дети на «стрелках»), психологическое давление.

Школьная служба примирения – это команда взрослых и детей, которая поможет решить конфликт, если у вас не получилось решить его самостоятельно.

Цель школьной службы примирения:

  1. Распространение среди учащихся, родителей и учителей цивилизованных форм разрешения конфликтов.
  2. Помощь в разрешении конфликтных ситуаций на основе принципов восстановительной медиации.

3.Снижение количества административного реагирования на правонарушения.

Задачи школьной службы примирения:

  1. Проведение примирительных программ (восстановительных медиаций,

кругов сообщества, школьных и семейных конференций и т.д.) для участников конфликтов ситуаций.

  1. Обучение школьников цивилизованным методам урегулирования конфликтов и ответственности.
  2. Информирование учеников, родителей и учителей о принципах и ценностях восстановительной медиации.

Миссия ШСП:

  1. Создается альтернативный путь разрешения конфликтов
  2. Конфликт превращается в конструктивный процесс
  3. Приобретаются навыки активного слушания, лидерства и другие полезные коммуникативные умения
  4. Улучшаются взаимоотношения среди детей и взрослых
  5. Развивается чувство ответственности за свой выбор и решения, а также усиливается чувство личной значимости.

Школьная служба примирения в ГБОУ СОШ пос. Сургут создана в октябре 2018 г. На сегодняшний день она состоит из 1 взрослого куратора (педагога-психолога) – Красильникова О.Н. и 9 учащихся. Они прошли обучение по восстановительным технологиям.

На сегодняшний день успешно рассмотрено 4 конфликтных ситуаций, и все 4  относятся к сфере подростковых взаимоотношений. Решение конфликтов было достигнуто с использованием восстановительной технологии (медиации). Большое внимание уделяется проведению просветительской и профилактической работы.

Принципы восстановительной медиации.

  1. Добровольность участия сторон.
  2. Информированность сторон.
  3. Нейтральность медиатора.
  4. Конфиденциальность процесса медиации.

Принцип добровольности, предполагающий как добровольное участие школьников в организации работы службы, так и обязательное согласие сторон, вовлеченных в конфликт, на участие в примирительной программе.

Принцип конфиденциальности, предполагающий обязательство службы примирения не разглашать полученные в ходе программ сведения. Исключение составляет информация о возможном нанесении ущерба для жизни, здоровья и безопасности. Согласно правилам встречи ничего из произошедшего на встрече не выносится вовне, вследствие чего участники чувствуют себя достаточно безопасно.

Принцип нейтральности, запрещающий службе примирения принимать сторону одного из участников конфликта. Нейтральность предполагает, что служба примирения не выясняет вопрос о виновности или невиновности той или иной стороны, а является независимым посредником, помогающим сторонам самостоятельно найти решение.

Часто находящиеся в конфликте стороны не могут поговорить самостоятельно, потому что они охвачены эмоциями и недоверием друг к другу, настроены агрессивно. Поэтому на встрече сторон нужен медиатор — нейтральный посредник, ведущий встречи, — который не будет никого ни обвинять, ни защищать, будет равно поддерживать обе стороны и контролировать безопасность ситуации и соблюдение правил встречи. При этом ответственность за разрешение ситуации принадлежит самим сторонам, и только они сами принимают решение по поводу своей ситуации. Конечно, сразу стороны могут быть не готовы к подобному диалогу. Для подготовки сторон к примирительной встрече проводятся предварительные встречи с каждым участником. На такой встрече ведущий дает участнику возможность рассказать свою версию и обсудить причины произошедшего, помогает выговориться, притупить агрессивные чувства, стать способным слушать и воспринимать другого человека, проясняет его потребности, рассматривает различные возможные пути разрешения конфликта, в том числе участие в примирительной встрече, а в случае согласия на встречу договаривается о соблюдении правил. Целью программы примирения конфликтующих сторон является создание условий для проведения конструктивного диалога между сторонами с тем, чтобы они поняли друг друга, приняли на себя ответственность за произошедшее и самостоятельно выработали совместное решение по устранению конфликта, заглаживанию нанесенного вреда и налаживанию дальнейших взаимоотношений так, чтобы исключить повторение произошедшего. Ведущий не уговаривает человека участвовать в примирительной встрече.

С детскими и подростковыми конфликтами в школьной службе примирения (ШСП) медиаторами работают подготовленные школьники – это ученики 6 -9 классов (при поддержке взрослого куратора). Это важно, поскольку:

  • подростки лучше знают ситуацию в школе и говорят со сверстниками «на одном языке»;
  • ровесникам больше доверяют и расскажут то, что не доверят взрослому;
  • работа в качестве медиатора меняет подростков, поскольку им нужно понимать разные точки зрения, проявлять терпимость и уважение, помогать слышать друг друга и договариваться;
  • это элемент настоящего самоуправления, в котором часть полномочий взрослых (по разрешению конфликта) передается детям.

С конфликтными ситуациями между родителями, учителями в ШСП работают ТОЛЬКО взрослые медиаторов.

Чем Служба примирения может помочь директору.

  1. В школе начнёт создаваться инновационная практика примирения.
  2. Риск жалоб в Управление образования будет снижаться.
  3. Школа станет более комфортной для учеников и более привлекательной на данной территории.
  4. Сам директор будет тратить меньше времени на разбор конфликтов, освобождая время для более важных задач.
  5. Отношения в школе будут улучшаться.
  6. Ценности восстановительной медиации станут распространяться среди учеников и педагогов школы, а затем и на родителей.

Чем Служба примирения может помочь родителям.

  1. Родители могут обратиться в службу в случае конфликта со своими детьми, чтобы лучше понять их и уметь договориться с ними.
  2. Родители могут обратиться в службу в случае неумении договориться с учителем.
  3. Родители могут освоить навыки восстановительного способа разрешения конфликтов и использовать их в соответствующих ситуациях.

Чем Служба примирения может помочь педагогам.

  1. Появиться возможность конструктивно управлять школьными конфликтами.
  2. Конфликты используются в качестве воспитательной ситуации, которая при правильной организации может помочь развитию школьников.
  3. Приобретаются новые знания и практические навыки в области примирения, выстраивания межличностных отношений в детско-взрослой среде, происходит развитие методов и форм гражданского образования и воспитания, социализации школьников.
  4. Осваиваются новые педагогические инструменты для разрешения трудных ситуаций и конфликтов.
  5. Укрепляется роль школьного самоуправления.

Чем служба примирения может помочь школьникам.

  1. Научиться конструктивно, общаться со сверстниками и взрослыми.
  2. Научиться убеждать других словами, а не силой.
  3. Участвовать в интересной «взрослой» и общественной полезной (волонтёрской) деятельности.
  4. Научиться конструктивно выходить из конфликта, ссоры, обиды, чтобы конфликты не перерастали в правонарушения.
  5. Школьникам, пострадавшим от правонарушений, почувствовать себя в безопасности и поверить, что справедливость восстановлена и нет враждебности и угрозы со стороны других ребят.
  6. У детей – обидчиков в ходе медиации появляется возможность понять другую сторону, помириться, проявить раскаяние. Посильно возместить причинённый вред, принести извинения и услышать слова прощения. Осознать причины своего поступка и понять, что нужно делать, чтобы в дальнейшем не причинять вред другим людям.                                                                                           

    ГБУ ЦППМСП «Бирюза» м.р.Сергиевский

    Педагог-психолог Красильникова О.Н.

Оставить ответ