Профилактика нарушений звукопроизношений у детей.

Профилактика нарушений звукопроизношения у детей.

      Если рассматривать наиболее часто встречающиеся дефекты произношения звуков у детей, то можно выявить различные виды сигматизма (межзубный, боковой, губно-зубной), варианты ротацизма (боковой, одноударный) и другие. К таким нарушениям, как правило, приводят несколько общих причин возникновения:

  • Нарушения в строении артикуляционного аппарата (увеличенный язык; укороченная, массивная подъязычная уздечка; аномалии прикуса);
  • Недоразвитие артикуляционной моторики (мышцы губ и языка недостаточно развиты, их движения замедленны и однотипны, плохо дифференцируются, быстро утомляются при однообразных движениях и т.д.);
  • Недоразвитие речевого дыхания.

      Почему у детей возникают данные нарушения? И возможно ли предупредить их возникновение в условиях дошкольного учреждения или дома? Ведь, как известно, любое нарушение легче предотвратить, чем исправить.

       Рассмотрим наиболее эффективные направления в профилактике нарушений звукопроизношения у детей:

1. Организация полноценной речевой среды

      Речь ребёнка сначала развивается путём механического подражания речи окружающих  людей:   родителей и других членов  семьи, воспитателей  дошкольных учреждений и других педагогов. Поэтому важно целенаправленно создавать такую речевую среду, где бы ребёнок слышал правильную, чистую речь взрослого, выразительно читать детям произведения художественной литературы, активно посещать с ними  театральные представления, концерты, выставки и т.д.

      Как правило, педагоги всегда  акцентируют внимание детей на правильной речи. Ведут просветительскую работу с родителями воспитанников, так как некоторые пытаются искажать слова «сюсюкают»; другие недостаточно общаются со своим ребёнком и заменяют это общение просмотром телевизионных программ, играми на компьютере, что также не способствует правильному формированию звукопроизношения.

Выделим  важные рекомендации для родителей и педагогов в общении с детьми:

—  обращаясь к ребёнку, следует не торопясь, достаточно громко и отчетливо произносить каждый звук с соответствующей смыслу слова интонацией, чётко выделяя ударный слог;

— каждое новое слово должно быть понятным ребёнку, т.е. произнося новое слово, одновременно надо обратить внимание ребёнка на соответствующий предмет;

— неправильно сказанное слово надо спокойно и ласково произнести два-три раза. Правильное добровольное повторение слова ребёнком следует поощрять. Излишне настойчивое требование верного произношения, которое ему ещё не по силам, вместо желания говорить может вызвать у него отвращение к речи, негативизм.

    2. Организация работы по развитию артикуляционного аппарата

       Как уже отмечалось, основной причиной несовершенства звукопроизношения у детей дошкольного возраста становится несформированность артикуляционных органов или их недоразвитие.   

       В младшем  дошкольном возрасте целесообразнее использовать не артикуляционные упражнения для постановки отдельных звуков, а универсальный пропедевтический комплекс упражнений.

 Опыт работы показал, что занимаясь артикуляционной гимнастикой в течении 2-3 месяцев, у ребёнка укрепляются мышцы губ, языка и улучшается звукопроизношение.     

      Все упражнения представлены на сайте центра «Бирюза»

     3. Организация работы по развитию речевого дыхания

     Педагогам и родителям  также следует уделять пристальное внимание развитию речевого дыхания у детей, как основной базе для правильного развития всей речи в целом. Полезно ежедневно выполнять с детьми, в зависимости от возраста, от 3 до 6минут дыхательные упражнения и игры:

— дуть на лёгкие шарики, бумажные полоски, карандаши;

-играть на детских музыкальных духовых инструментах (губные гармошки, дудочки);

— дуть на привязанные к ниточкам ватные шарики, бумажные фигурки (птички, бабочки);

-надувать воздушные шарики, пускать мыльные пузыри, пузыри в стане через трубочку;

— сдувать со стола ватные или бумажные пушинки в определённом направлении;

-дуть вверх, не давая упасть вниз пушинке, ватке, воздушному шарику и т.д.

      Выполнение данных упражнений не только влияет на формирование правильного речевого дыхания, но и способствует профилактике заболеваний ЛОР-органов: острых и хронических ринитов, искривление носовой перегородки, полипы носовой полости, увеличение аденоидов и т.д., потому что именно эти заболевания часто становятся причиной нарушения звукопроизношения. Они затрудняют процесс правильного речевого дыхания(вдох через нос, выдох через рот), меняют интонацию, вызывают изменения в строении языка, прикуса, нёба. Так, например, хронический ринит приводит к постоянной заложенности носа, затрудняет дыхание. Со временем ребёнок привыкает дышать ртом, вследствие чего у него может увеличиться размер языка, что приводит к возникновению интердентального (межзубного) сигматизма.

   Дыхательная гимнастика

    Для профилактики и лечения ЛОР-органов, а также формирования правильного носового дыхания необходимо ежедневно проводить следующие упражнения:

1. Погладить нос (боковые части носа) от кончика к переносице — сделать вдох. На выдохе постучать  по крыльям носа указательными пальцами (5-6раз);

2. Сделать по 8-10 вдохов и выдохов через правую ноздрю, затем через левую, по очереди закрывая отдыхающую указательным пальцем;

3. Сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть звук «м-м-м», одновременно постукивать пальцами по крыльям носа;

4. При вдохе оказывать сопротивление входящему воздуху, надавливая на крылья носа пальцами. Во время более продолжительного выдоха сопротивление должно быть переменным за счёт постукивания по крыльям носа;

5. Спокойный вдох через нос.  На выдохе одновременно с постукиванием по крыльям носа произнести звуки   «ба-бо-бу» и «г-м-м-м-м»;

6. Быстро втянуть внутрь живота, одновременно сделав резкий выдох через нос (3-4раза);

7. Во время выдоха широко раскрыть рот и, насколько возможно, стараться кончиком языка  достать до подбородка. Беззвучно произнося звук «а-а-а-а»;

8.  Полезно полоскать горл 1,5%-ым раствором морской или поваренной соли.

Бесплатную  консультацию вы можете всегда получить здесь:

Адрес:         с. Сергиевск, ул. Советская -33 ,

                     ГБУ ЦППМСП «Бирюза» м.р. Сергиевский  

Тел.:            2-10-50, 2-10-66

Email:          cpmss_sergievsk@mail.ru

Наш сайт:   htt://gouspc.minobr63.ru/

Материал подготовила учитель-логопед 1 категории  Александрова В.В.  

(Выходные данные: журнал №5 «Логопед» ;издание  «ТЦ Сфера», 2004г.) 2

Оставить ответ