Логопедическое сопровождение детей с ОВЗ

Логопедическое сопровождение детей с ОВЗ
Работа учителя – логопеда является одной из важных составляющих сопровождения ребёнка с ОВЗ. Речевые нарушения затрудняют общение детей, вызывая насмешки сверстников, негативно влияют на усвоение знаний, умений и навыков ребёнка с ОВЗ.
Коррекционная работа включает несколько этапов:
I. Начальная диагностика речевого развития ребёнка, сбор анамнеза;
II. Составление индивидуального плана коррекционно-развивающей работы;
III. Привлечение к коррекционной работе специалистов центра: учителя — дефектолога, педагога – психолога, инструктора физической культуры, для всестороннего комплексного воздействия;
IV. Организация индивидуальной работы с детьми, нуждающимися в логопедической помощи.
V. Мониторинг речевого развития детей с ОВЗ для отслеживания динамики коррекционной работы и, по необходимости, корректировки индивидуального плана обучения.
Цель логопедической работы: исправление недостатков устной и письменной речи, профилактика речевых нарушений.
Можно выделить общие и частные задачи, стоящие перед учителем – логопедом.
Общие задачи сводятся к обеспечению своевременной и адекватной диагностической, коррекционно-педагогической и профилактической помощи детям с проблемами в речевом развитии. Это:
• устранение дефектов звукопроизношения;
• обогащение словарного запаса;
• развитие грамматического строя речи;
• формирование связной речи;
• формирование просодической стороны речи;
• формирование фонематических процессов;
• развитие общей и мелкой моторики.
Частные задачи достаточно специфичны. Учитель — логопед должен выявлять детей, нуждающихся в профилактической и коррекционно-логопедической помощи, определять уровень речевого, познавательного, социально-личностного, физического развития и индивидуально-типологические особенности таких детей и разрабатывать направления и содержания помощи каждому из них. Проводить профилактическую и коррекционно-логопедическую работу с детьми в соответствии с их индивидуальными планами коррекционной-развивающей работы, оценивать результаты работы и определять степень готовности к школьному обучению, уровень усвоения образовательных программ в процессе школьного обучения, помогать родителям в создании полноценной речевой среды, координировать усилия родителей, в контроле за качеством их работы с детьми.
Одно из важных направлений в логопедической работе является сотрудничество специалиста с семьёй. Учитель – логопед проводит консультации, даёт рекомендации по развитию речи, формированию благоприятной речевой среды. Специалист знакомит родителей с итогами коррекционной работы, даёт характеристику речевого развития детей за отработанное время, определяет совместно с родителями необходимость продолжения коррекционных занятий.
Такая деятельность способствует эффективной организации работы с детьми с ОВЗ.

Комаровская М.В.

Комментирование закрыто