Методическая информация

Роль семьи в формировании модели агрессивного поведения детей

Дети черпают знания о моделях агрессивного поведения из трех основных источников. Семья может одновременно демонстрировать модели агрессивного поведения и обеспечивать его подкрепление. Вероятность агрессивного поведения детей зависит от того, сталкиваются ли они с проявлениями агрессии у себя дома. Агрессии они также обучаются при взаимодействии со сверстниками, зачастую узнавая о преимуществах агрессивного поведения во время игр. И наконец, дети учатся агрессивным реакциям не только на реальных примерах (поведение сверстников и членов семьи), но и на символических, предлагаемых масс-медиа.
«Агрессивные дети, как правило, вырастают в семьях, где дистанция между детьми и родителями огромна, где мало интересуются развитием детей, где не хватает тепла и ласки, отношение к проявлениям детской агрессии безразличное или снисходительное, где в качестве дисциплинарных воздействий вместо заботы и терпеливого объяснения предпочитают силовые методы, особенно физические наказания».
Существует огромное число исследований, которые убедительно показывают зависимость между негативными взаимоотношениями в системе «родители-ребенок», эмоциональной депривацией (лишение) в семье и агрессией. Установлено, на¬пример, что если у ребенка сложились негативные отношения с одним или обоими родителями, если тенденция развития позитивности самооценки не находит поддержки и опеки, то вероятность девиантного поведения уже в до¬школьном возрасте существенно возрастает, ухудшаются отношения со сверстника¬ми, проявляется агрессивность по отношению к собственным родителям.

Наказание и агрессивность

На сегодняшний день, пожалуй, уже не вызывает сомнения, что между строгостью наказания и уровнем агрессивности детей существует прямая зависимость, которая распространяется и на те случаи, когда наказание является реакцией родителей на агрессивное поведение ребенка, т.е. используется в качестве воспитательной меры, направлен-ной на снижение агрессивности и на формирование неагрессивного поведения ребенка.
Было изучено агрессивное поведение детей старшего дошкольного возраста в связи с особенностями стратегии родительского наказания и его строгостью, которые измерялись по ответам родителей на 24 вопроса о том, как они обычно реагируют на агрессивное поведение своего ребенка.
К первому уровню реагирования (который, строго говоря, и наказанием-то на¬звать нельзя) относятся просьбы вести себя по-другому и поощрения за изменение поведения; ко второму уровню (умеренные наказания) — словесное порицание, выговоры, брань; к третьему уровню наказаний (строгие наказания) относятся раз¬личные физические воздействия, в том числе шлепки, подзатыльники и т.д.
В результате исследования было обнаружено: те дети, которые со стороны родителей подвергались строгим наказаниям, в своем поведении проявляли большую агрессию и, соответственно, характеризовались другими детьми как агрессивные. Наблюдения показали, что вмешательство родителей при агрессии между братьями и сестрами может на самом деле оказывать обратное воздействие и стимулировать развитие агрессии.
Изучая последствия родительского вмешательства в драки между детьми в семье, психологи обнаружили, что дети проявляют больше физической или вербальной агрессии против единственного брата или сестры, чем против всех остальных детей, с которыми они общаются. Очевидно, взаимоотношения ребенка с братом или сестрой являются основополагающими для научения агрессивному поведению.
Возникает вопрос: какой при этом должна быть позиция родителей?
Нейтральная позиция родителей оказывается предпочтительной. Самая неэффективная стратегия — вмешательство родителей в форме наказания старших братьев или сестер, так как в этом случае уровень как вербальной, так и физической агрессии в отношениях между братьями и сестрами в результате оказывается наиболее высоким.
Обобщение результатов подобных исследований приводит специалистов к предложению относиться к агрессии между братьями и сестрами особым образом, т.е. игнорировать ее, не реагировать на нее. Однако такой вывод представляется слишком радикальным. Иногда не реагировать на подобную агрессию родителям просто невозможно, а подчас вредно и небезопасно.
В ряде ситуаций (например, когда агрессивное взаимодействие между братьями и сестрами не является исключительным случаем) нейтральная позиция родителей может только способствовать дальнейшей локализации агрессии. Более того, такая позиция может создавать благоприятные условия для социального научения агрессии, за-крепления ее как устойчивого поведенческого паттерна личности, что имеет уже долгосрочные негативные последствия.
В исследовании, о котором говорилось выше, изучались лишь две формы реагирования родителей на агрессию между братьями и сестрами: нейтральная позиция, т.е. игнорирование фактов агрессии, и наказание детей (в одном варианте — старших, в другом — младших).
Очевидно, при такой суженной альтернативе нейтральная позиция действительно оказывается относительно (но только относительно!) лучшей. Однако возможны и другие способы родительского реагирования на агрессию между братьями и сестрами, которые не были предметом данного изучения. Одним из них является обсуждение возникшей проблемы, переговорный процесс, научение на конкретном примере конфликта конструктивным, неагрессивным способам его разрешения. Ведь, как доказано в ряде исследований, агрессивные дети отличаются от неагрессивных в первую очередь именно слабым знанием конструктивных (альтернативных агрессивным) способов разрешения конфликтов. А родители, которые часто и чрезмерно строго наказывают своих детей, сталкиваются с тем, что агрессивность их детей не высокая, а очень высокая.

Статью подготовила педагог-психолог Васенина Наталья

Страниц: 1 2 3 4