«ОРГАНИЗАЦИЯ РАННЕЙ СУРДОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА»

 «Организация  ранней сурдопедагогической помощи детям с нарушениями слуха»

В настоящее время одной из проблем организации ранней диагностики, реабилитации и адаптации детей с нарушениями слуха является отсутствие необходимого количества диагностических центров для детей раннего возраста, а также профессионально подготовленных сурдопедагогов и сурдопсихологов, знающих особенности развития детей с нарушенным слухом. Необходимо отметить и малую распространенность психолого-педагогических консультативных пунктов для родителей, где они могли бы получить знания необходимые для воспитания и обучения ребенка с проблемами слуха, а также рекомендации и методики по проведению повседневных коррекционно-развивающих занятий.

Кроме того, не уделяется должного внимания профилактике и активному выявлению слухоречевых расстройств у детей первого года жизни, своевременно не проводится лечебно-педагогическая работа с глухими и слабослышащими детьми. У значительной части детей в России нарушения слуха впервые выявляются на втором-третьем году жизни в связи с задержкой речевого развития. К сожалению, Самарская область не исключение.

Для решения этой проблемы в г. Самара на базе областной больницы им.Середавина был создан Областной детский сурдологический центр (ОДСЦ). Создание такого центра позволяет проводить комплексную реабилитацию неслышащих детей и наблюдать за их динамикой на протяжении длительного времени.

Центр осуществляет поэтапное консультирование, лечение, диспансеризацию, психолого-педагогическую помощь и речевую реабилитацию детей и подростков с патологией слуха от рождения до 18 лет. Огромное значение в работе Центра имеет раннее выявление неслышащих детей (с первых недель и месяцев жизни), а также раннее начало специализированного обучения, которое позволяет избежать последствий связанных с тяжелыми нарушениями слуха.

Центр уделяет большое внимание организации скрининговых обследований детей первого года жизни.

Обследование детей в Центре проводится комплексно, следующими специалистами: сурдологом, оториноларингологом, сурдопедагогом, логопедом, неврологом, психиатром и другими.

Сурдопедагог, логопед совместно с сурдологом и другими специалистами оценивает состояние тонального и речевого слуха, а также уровень неврологического и психо-речевого развития ребенка.

С момента установления снижения слуха начинается реабилитационная работа. С родителями, имеющими детей младенческого возраста, проводятся беседы и консультации, посвященные медицинским и педагогическим аспектам развития ребенка. Сурдопедагог и логопед обучает родителей навыкам формирования психологической базы речи.

Родители с детьми старше одного года посещают индивидуальные занятия в ОДСЦ. Присутствие родителей и их активное участие в занятиях, позволяет им овладеть основными методами и приемами коррекции слухоречевых нарушений в условиях семьи, а также способствуют повышению уровня их педагогических знаний. За последние пять лет работы было проведено 1500 диагностических и реабилитационных занятий со слабослышащими и глухими детьми.

Основным содержанием работы с не слышащими детьми является: развитие вербального и невербального слуха, формирование словесной речи, как средства коммуникации (вызывание звукоподражаний и звуков речи с использованием фонетической ритмики, лепетных и полных слов, развитие фразовой и связной речи, накопление и расширение импрессивной речи, развитие навыков глобального чтения).

 

В целях общего развития ребенка проводятся занятия, направленные на психофизическое развитие малыша, что способствует становлению речи в связи с различными видами деятельности.

Обязательным условием обучения детей с недостатками слуха является раннее слухопротезирование и постоянное ношение адекватно подобранных слуховых аппаратов, а также проведение кохлеарной имплантации. Наш опыт показывает, что раннее обеспечение ребенка слуховым аппаратом, имплантом и соответствующая слухоречевая реабилитация способствуют адекватному речевому развитию детей даже при больших потерях слуха (более 80 Дб).

Благодаря своевременно начатой работе (с первого года жизни), у детей даже с тяжелыми нарушениями слуха к трем годам появляется активная речь.

Детско-родительские отношения в семьях, имеющих глухих и слабослышащих детей, представляет еще одну чрезвычайно важную и сложную проблему. Социальная адаптация аномального ребенка зависит от родительского поведения. Недостатки в сенсорном развитии уже в раннем детстве препятствуют установлению нормальных взаимоотношений детей с родителями, что затрудняет усвоение социального опыта, формирование способов межличностного общения и тормозит эмоциональное развитие ребенка.

Очень часто поведение родителей играет не положительную роль, а напротив является негативным фактором в развитии не слышащего ребенка. По нашим наблюдениям значительная часть слышащих родителей (45%) нуждается в обучении умению общаться со своим не слышащим малышом. Поэтому родителям, имеющим детей с нарушениями слуха, в ОДСЦ оказывается психолого-педагогическая помощь. Психолог совместно с социальным педагогом, сурдопедагогогом, логопедом консультирует родителей по вопросам взаимоотношений со своим ребенком, особенностям его развития и обучения. В процессе таких консультаций у родителей формируется адекватный уровень понимания возможностей ребенка, развиваются навыки общения с детьми. Это способствует эмоциональной адаптации родителей, что позволяет им принять болезнь ребенка и выработать позитивные установки к себе и своему ребенку, что будет способствовать эффективному воспитанию и обучению ребенка в условиях семьи.

Проблема организации ранней диагностики, реабилитации и адаптации не слышащих детей остается актуальной в современном обществе. Правильно организованная работа, начатая еще в младенческом возрасте, определяет успешность всестороннего развития ребенка с нарушением слуха.

 

 

Комаровская Мария Владимировна,

учитель-логопед ГБУ ЦППМСП «Бирюза»

 

Комментирование закрыто