Подростковый возраст часто сопровождается конфликтами и конфликтными ситуациями, что не всегда зависит от высокого уровня конфликтогенности ребенка. Поэтому ему просто необходимо быть социально компетентным, чтобы успешнее реализовать себя в дальнейшей жизни и деятельности.
Учащимся ГБОУ СОШ «ОЦ» пос. Серноводск представилась возможность поучаствовать в тренинге «Мир без конфликтов» и получить опыт конструктивного решения конфликтных ситуаций.
Задачи перед ребятами стояли не простые: в течение трёх занятий ребята проходили самотестирование и оценили собственное поведение в конфликтной ситуации (Жёсткий стиль, демократичный стиль, компромиссный стиль, мягкий стиль или уходящий). Получили представление о выраженности у себя тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях: стилях соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление. Узнали о своём уровне конфликтности.
Но главными задачами, были:
- Обучиться методам нахождения решения в конфликтных ситуациях;
- Ознакомиться со способами решения конфликтных ситуаций;
- Скорректировать свое поведение в сторону снижения его конфликтности (снять конфликтность в личностно-эмоциональной сфере);
- Сплотиться с классным коллективом.
Всеми участниками проведена продуктивная и глубокая работа над собой. В результате практических упражнений, ребята учились быстро и эффективно сглаживать и разрешать конфликты.
Разрешение конфликта – это процесс нахождения взаимоприемлемого решения проблемы, имеющего общую значимость для участников конфликта, и на этой основе гармонизация их отношений.
Способы разрешения конфликта (юмор, “психологическое поглаживание”, компромисс, анализ ситуации, “третейский” суд, ультиматум, подавление партнера и разрыв связи).
Ребятам предлагалось описать на отдельных листочках конфликты, которые произошли с ними. Эти ситуации рассмотрели коллективно, и нашли совместно оптимальное решение каждого проанализированного конфликта.
Изучили правила поведения для конфликтных людей, выполнение которых помогает не провоцировать конфликты:
- Помните, что прямолинейность хороша, но не всегда. Критикуйте, но не злорадствуйте. Во всем надо знать меру. Сказать правду тоже надо уметь! Будьте независимы, но не самонадеянны. Не превращайте настойчивость в назойливость.
- Будьте справедливы и терпимы к людям. Не переоценивайте свои способности и возможности и не умаляйте способности и возможности других.
- Не проявляйте инициативу там, где в ней не нуждаются.
- Реализуйте себя в творчестве, а не в конфликтах.
- Проявляйте выдержку, овладейте умениями саморегуляции. Уважение к людям, знание правил ведения спора, дискуссии, правил общения помогают предотвращать ненужные конфликты.
Специальные правила предупреждения конфликтов:
— не говорите сразу со взвинченным, возбужденным человеком;
— прежде чем сказать о неприятном, постарайтесь создать доброжелательную атмосферу, отметьте заслуги человека, его хорошие дела;
— постарайтесь посмотреть на проблему глазами оппонента, постарайтесь «встать на его место»;
— не скрывайте доброго отношения к людям, чаще высказывайте одобрение своим товарищам, не скупитесь на похвалу;
— умейте заставить себя молчать, когда вас задевают в мелкой ссоре, будьте выше мелочных разборок!
Во время рефлексии подростки вспомнили, какие правила им действительно помогли избежать конфликта. Сделали вывод, о том, что насколько развита личность человека, насколько богат его внутренний мир и социальный опыт, настолько он владеет умением конструктивно разрешать конфликты.
Педагог-психолог Бутахина Е.А.
Оставить ответ
Вы должны быть авторизованы чтобы размещать комментарии.