Дифференциация звуков [б]-[п] [б’]-[п’] в слогах, словах и предложениях

Цель: закрепить умение обучающихся правильно произносить и дифференцировать на слух звуки [б], [п], [б’]-[п’] в слогах, словах и предложениях.

Задачи:

Коррекционные:

-развивать слуховое внимание, память, мышление;

-совершенствовать умение дифференцировать согласные фонемы, имеющие акустико-артикуляционное сходство, с опорой на зрительный и слуховой анализаторы;

-наблюдать в сравнении графическое изображение согласных Б-П с опорой на тактильные ощущения;

-развивать навыки звуко-слогового анализа и синтеза;

-развивать навыки анализа и синтеза предложений;

-обобщать и активизировать словарный запас обучающихся по теме «Хлебобулочные изделия»;

-развивать мелкую, артикуляционную моторику;

-предупреждать дисграфические ошибки, развивать орфографическую зоркость.

Образовательные:

-учить детей правильно соотносить звуки [б]-[п], [б’]-[п’] с буквами б и п;

-формировать умение правописания звонких и глухих согласных  на конце слова.

 Воспитательные:

воспитывать коммуникативные умения, самостоятельность, доброжелательное и вежливое отношение друг к другу и к окружающим людям, стимулировать желание учащихся работать самостоятельно.

Оборудование: тетради; ручки, карточки с заданиями; игра «Беговые дорожки», домики для звуков,  предметные и сюжетные картинки персонажей из мультфильма «Золотой ключик, или Приключения Буратино»; шнурки и карточки со слогами, компьютер, проектор.  

Формируемые УУД.

Личностные: осознавать роль языка и речи в жизни людей;

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; проговаривать последовательность действий;

 формировать умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

Познавательные: формировать умение на основе анализа объектов делать выводы;

 формировать умение обобщать и классифицировать по признакам;

коммуникативные: формировать умение слушать и понимать других; формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

 формировать умение оформлять свои мысли в устной форме;

 формировать умение работать в паре.

План занятия:

I. Орг.момент. Пальчиковая и артикуляционная гимнастика.

II. Введение в тему. Открытие темы занятия.

  1. Отгадывание загадок.
  2. Сравнение звуков по артикуляции и по звучанию.
  3. Игра «Подбери домик для звука».
  4. Развитие фонематического слуха.
  5. Подбор однокоренных слов
  6. Физкультминутка «Зарядка».
  7. Слоговой анализ и синтез.

7.1. Игра “Собери слово”

  1. Дифференциация звуков [б], [п] и букв б, п в словах.

8.1. Игра «Беговые дорожки».

8.2. Работа на карточках в парах.

  1. Оглушение парных звонких согласных.(Составление алгоритма)
  2. Дифференциация звуков и букв в предложениях.

III. Заключительная часть.

3.1.Развитие зрительного внимания.

3.2.Итоги занятия.

3.3.Рефлексия.

Ход занятия.

Организационный момент.

— Сегодня к нам на занятие пришли гости. Посмотрите и улыбнитесь им.

  1. Пальчиковая гимнастика. «Репка»
  2. Артикуляционная гимнастика:

-Первое упражнение «Улыбка» выполняйте под счёт до пяти.  Уголки рта широко расставлены. Вот так (показ).

-Теперь выполним упражнение «Трубочка из губ». Выполняйте под счёт до пяти.

-Следующее упражнение «Накажем непослушный язычок»

Введение в тему. Открытие темы занятия.

 Откройте тетради и запишите число.

– Отгадайте, чье имя зашифровано в загадке? (Слайд 2)

Жил на свете очень странный

Человечек деревянный?

На земле и под водой

Искал он ключик золотой.

Всюду нос совал он длинный,

Кто же это? (Буратино)

–Назовите первый звук в этом слове?

Над простым моим вопросом,
Не потратишь много сил.
Кто мальчишку с длинным носом,
Из полена смастерил? (Папа Карло)

– Назовите первый  звук в слове «папа» [п]?

– Вы догадались, с какими звуками мы будем сегодня работать?

– Попробуйте сформулировать тему нашего занятия. Тема нашего занятия – различение звуков [п] и [б].

–Ребята, кто знал тайну золотого ключика? (Черепаха Тортилла) Чтобы отдать его Буратино, мудрая черепаха приготовила много испытаний нашему герою. Вы поможете ему справиться с заданиями?

Сравнение звуков по артикуляции и по звучанию.

– Буратино отправился в страну Звуков. Ему нужно научиться четко и правильно произносить звуки [б] и [п] и узнать, в чем их сходства и различия. (Слайд 3)

– Дайте характеристику звука [б].

– Дайте характеристику звука [п].

—  Когда данные звуки будут мягкими?

– Итак, чем же отличаются звуки [б] и [п]? Что общего у этих звуков?

Игра «Подбери домик для звука». На доске прикреплены домики со звуками [п], [б], [п’],[б’]. Обучающиеся называют озображенный на картинке предмет, определяют твёрдость-мягкость звука и прикрепляют картинку к нужному домику.

Соотнесение звуков с буквами Б и П.

– Скажите, чем мы обозначаем  звуки на письме?

– Буратино оказался в стране Букв. Ему нужно научиться правильно и красиво писать буквы б и п.

– Какой буквой обозначим звук [б]? Какой буквой обозначим звук [п]?

–  Вспомните, чем буквы отличаются от звуков?

 Развитие тактильных ощущений

– Ребята, напишите буквы Бб,  Пп у себя на ладони. А теперь встаньте из-за своих парт, попробуйте «написать» эти буквы на спинах друг друга.

– Напишите эти буквы у себя в тетрадях.

– Теперь Буратино может следовать дальше, в другую страну!

Вывод: звуки [б] и [п] обозначаются буквами б и п.

Развитие фонематического слуха.

– По дороге в страну Слогов Буратино встретил… героя, чье еще имя в сказке начинается со звука [б]?

– Буратино встретил кота Базилио и его подругу лису Алису. Они решили  запутать Буратино, чтобы он не нашел ключика! Базилио и Алиса приготовили ему такое задание.

Игра «Поймай звук».

Хлопните в ладоши один раз, если услышите звонкие звуки [Б-Б’], топните ногой один раз, если услышите звуки [П-П’].

Слоги: ба –по – пу — обо

Слова: пончики, баранки, пирожки, бублики, батон, пирожное, пряники, печенье, блины, хлебушек, пицца, булки.

— Как всё это можно назвать одним словом?

— Откуда к нам приходит хлеб? схема

— Назовите, какой бывает хлеб? (Подбор признаков: пшеничный, ржаной, хрустящий, душистый, ароматный, поджаренный, пышный, вкусный, черствый, мягкий.

 

  1. Подбор однокоренных слов к слову « хлеб».

— Подберите однокоренные слова к слову хлеб и назови корень этих слов (хлебница, хлебушек, хлебороб, хлеборезка, хлебозавод, нахлебник и др.).

  1. Физкультминутка «Зарядка». (Слайд 4).
  2. Слоговой анализ и синтез.

– Буратино оказался в стране Слов. На его пути стояло большое дерево, на листьях которого были написаны слова. Буратино должен найти 6 слов с буквами Б или П. Но тут появился злой хозяин кукол, в имени которого мы слышим звук [б]?) Карабас-Барабас и решил во что бы то ни стало помешать. Он ударил своим огромным сильным кулаком по дереву, все листья упали, и слова рассыпались! Помогите Буратино составить слова.

7.1. Игра «Собери слово».

У каждого ученика по 3 прямоугольника, на них написаны слоги. По краям прямоугольников с обеих сторон – дырочки, через которые собирается

(связывается) слово с помощью шнурка.

Слова: бо-тин-ки, ба-боч-ка, по-да-рок, бе- рё-за, са- по –ги, тро – пин- ка

Необходимо собрать слово, и объяснить значение слова. Устно придумать предложение с этим словом.

– Сколько слогов в слове?

– Какой звук нашего занятия есть в слове?

Дифференциация звуков [б], [п] и букв Б, П в словах.

В стране Слов Буратино встретил продавца пиявок Дуремара, который тоже приготовил для Буратино задание. Поможем Буратино?  

Игра «Беговые дорожки».

У детей на столах лежат карточки с цифровой жёлтой и коричневой дорожкой и фишки.

— Беговая дорожка жёлтого цвета для звонкого согласного, а коричневая – для глухого. Я называю слово, вы определите  место звука и цвет дорожки, будьте внимательны.

Проведем эстафету и посмотрим, какие бегуны одержат победу.

Слова: берёза, пила, абрикос, работа, апрель, цыплёнок, грибок, лампа, кораблик.

— Итак, какие согласные одержали победу? С каким счётом победили звонкие согласные? (5:4).

8.2. Работа на карточках в парах. Вставь пропущенные буквы. Дуремар так не хотел, чтобы Буратино нашел волшебный ключик и стер некоторые буквы в словах, которые приготовила черепаха Тортила. (Слова написаны на доске).

…исьмо, кол…аса,  …оляна, о…лака,  …аран, …алу…а, _акет, …о…угай, …о…ы.

-Запишите в два столбика: в первый – только со звуком [п], во второй — только со звуком [б].

— Куда вы записали слово «палуба»?

– Ребята, спасибо! Вы и тут помогли Буратино!

Оглушение парных звонких согласных. Иногда на месте буквы звонкого согласного звука может слышаться глухой звук. Это бывает тогда, когда они стоят в конце слова. Например, в слове «дуб» на конце мы слышим звук п. Чтобы не ошибиться, надо проверить. Для этого нужно изменить слово так, чтобы после согласного стоял гласный. Как будем действовать, если возникнет затруднение?

Алгоритм проверки парной согласной на конце слова: (Слайд 5).

1.Прочитать слово.

2.Подобрать проверочное слово так, чтобы после буквы согласного                 стояла буква гласного или буква звонкого согласного.

  1. Написать слово правильно.

  Ду… — дубы

— Помогите Буратино вставить пропущенные буквы в слова.

Зу…                                       Стол…

Гри…                                     Ло…

Кар…                                     Голу…ь

10. Дифференциация звуков и букв в предложениях.

– Последняя страна, где Буратино ждут еще испытания, – это страна Предложений. Здесь нашего героя ожидают новые трудности.

– Ребята, злой и завистливый Дуремар перепутал все слова в предложениях. Нужно составить эти предложения правильно и сделать звукобуквенный разбор выделенных слов. Помогите, пожалуйста, Буратино!

Задание выводится на экран. (Слайд 6).

магазин, красные, в, помидоры, привезли;

воркуют, голуби, белые, крыше, на;

быстро, по, Люба, бежала, тропинке;

сидел, под, Боря, тополем, большим;

висит, дубе, на, паутина, толстом;

сосне, белка, на, орешки, грызёт.

– Ребята, сейчас каждый получит карточку, на которой написано запутанное предложение. Запишите его правильно в свои тетради и подчеркните буквы нашего занятия.

– Испытание преодолено! Вперед за ключиком!

Заключительная часть.

Развитие зрительного внимания.

– Наконец Буратино добрался до черепахи Тортиллы, но она зашифровала место, где находится ключик. Давайте попробуем его расшифровать. В каждой строчке спрятано одно слово, найдите все буквы оранжевого цвета, составьте из них слова, а затем предложение. (Слайд 7).

и

б

Н

а

т

ч

р

о

м

д

ц

к

у

н

м

е

п

р

ш

у

ф

д

ж

а

 

– Где же находится золотой ключик? (Слайд 8).

«На дне пруда» – и так Тортила отдала золотой ключик Буратино.

Буратино благодарит вас за помощь. (Слайд 9).

3.2.Итоги занятия.

– Ребята, давайте вспомним, что мы делали на занятии? Какие звуки различали? Что общего у этих звуков? Чем они различаются? Чем обозначаются на письме?

3.3.Рефлексия.

– Что нового вы узнали на занятии?

— Что вам понравилось больше всего?

— В чём испытали трудности?

— Кто был самым активным на занятии?

— Оцените свою работу на занятии. Поднимите ту картинку, которая больше всего подходит к оценке вашей работы.

Презентация к занятию

Учитель-логопед: Гузь Л.В. ГБОУ СОШ №1 п.г.т. Суходол

 

 

 

 

Оставить ответ