Организация психолого-педагогического сопровождения педагогом-психологом, работающим с детьми ОВЗ

Одна из приоритетных целей социальной политики России — модернизация образования в направлении повышения доступности и качества для всех категорий граждан. В связи с этим, значительно возрос заказ общества на инклюзивное образование.

В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование является одной из важнейших задач государственной политики в области образования.

В нашей школе всегда существовала проблема сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Внедрение Федеральных государственных образовательных стандартов позволило сделать еще один шаг навстречу детям с ограниченными возможностями здоровья.

Специфика инклюзивного образования заключается в понимании особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, которые в силу своих особенностей не могут успешно освоить образовательные программы начального и среднего образования без их адаптации. Одной из наиболее трудных задач педагога при переходе на инклюзивную практику является разработка адаптированных образовательных программ для той или иной категории детей с ОВЗ, с учетом рекомендаций ПМПК.

В нашей   школе  ГБОУ СОШ №1 « Образовательный центр» с. Сергиевск, проводятся различные программы узкими специалистами и педагогами, позволяющие повысить общий уровень развития  детей с ОВЗ с учетом их особых образовательных потребностей.  Педагогический коллектив  образовательного учреждения   разработал и реализует адаптированные образовательные программы школьного образования, позволяющие учитывать особые потребности детей с ОВЗ:

  • адаптированную образовательную программу школьного образования детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
  • адаптированную образовательную программу школьного образования детей с задержкой психического развития.

Специфика организации образовательной и коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения развития, обусловливает необходимость специальной подготовки педагогов, обеспечивающих инклюзивное образование. Педагоги- образовательного учреждения должны знать основы коррекционной педагогики и специальной психологии, иметь четкое представление об особенностях психофизического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, о методиках и технологиях организации образовательного и реабилитационного процесса таких детей.

Таким образом, для организации эффективной работы в рамках реализации  инклюзивного подхода к образованию детей с особыми образовательными потребностями  необходимо целенаправленное и комплексное формирование у педагогов компетенций посредством организации методического сопровождения педагогов, работающих с детьми с ОВЗ.

Понимая существующую потребность в оказании  детям психолого- педагогической помощи. В  нашем  образовательном учреждении  педагогом- психологом разработана и реализуется программа « Развитие познавательных способностей» с 1 – по 8 класс.  Курс рассчитан для детей ОВЗ. Занятия проводятся 1 час в неделю, по 40 минут.  Программа рассчитана на 34 часа в каждом классе.  В программе 3 блока: ориентировочный, основной, заключительный. Занятия проводятся в форме групповой работы во внеурочное время.

На занятиях используются следующие формы организации деятельности:

  1. индивидуальная;
  2. групповая;
  3. игра;
  4. беседа.

Цель данной программы: развитие у школьников интеллектуально-творческого потенциала личности через систему коррекционно —  творческого потенциала личности через систему коррекционно- развивающих занятий.

Задачи:

  • Развитие познавательных способностей школьников
  • Развитие творческих способностей школьников
  • Расширение кругозора учащихся
  • Развитие эмоционально-волевой сферы детей
  • Формирование стремления учащихся к личностному росту.

  Для проведения занятий используются  общешкольные помещения: комната релаксации, библиотека и читальный зал.

Планируемые результаты внеурочной деятельности

 

Направление ВД

Планируемый личностный результат

Критерий сформированности

Общеинтеллектуальное

ЛИЧНОСТНЫЕ

 Сформировать внутреннюю позицию учащихся на уровне положительного отношения к школе, понимание необходимости учения, выраженного в преобладании учебно- познавательных мотивов. Сформированность саморазвития.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ  Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;  установление причинно-следственных связей, 

-построение логической цепи рассуждений.

 

ЛИЧНОСТНЫЕ   У ребенка развит устойчивый познавательный интерес, положительное отношение к школе, понимает необходимость учения, проявляет интерес к новому и школьному содержанию занятий. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ. Ученик  учитывает разные мнения и интересы и обосновывает собственную позицию,  осуществляет сравнение, осознанно  и произвольно строит речевое высказывание в устной речи. Проявляет познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. Готов и способен к саморазвитию и

самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

 

Курс « Развитие познавательных способностей» представляет собой комплекс специально разработанных  занятий, сочетающих в себе коррекционно — развивающие упражнения с разнообразным познавательным материалом. Эта совокупность  обеспечивает как развитие познавательных потребностей учащихся, так и их психических качеств: всех видов памяти, внимания, наблюдательности, быстроты реакции, воображения, речи, пространственного восприятия и сенсомоторной координации, коммуникабельности, таких способностей мышления, как анализ, синтез, исключение лишнего, обобщение, классификация, установление логических связей, способность к конструированию.

Перспективы на будущее:

Таким образом, совместно с узкими специалистами ОУ   продолжать усовершенствовать  систему психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, но понимаем, что важно своевременно вносить изменения и поправки с учетом тех требований, которые диктует современная ситуация развития.

ГБОУ СОШ №1 «ОЦ» с. Сергиевск м.р.Сергиевский

Педагог-психолог Платонова С.В.

Оставить ответ