Формирование здорового жизненного стиля подростков через гармонизацию детско-родительских отношений.

Подростки решают судьбы

Серьёзных взрослых людей.

В своих одиноких прогулках,

В компании шумной своей.

Они намечают цели,

Они выбирают пути

От этого выбора взрослым

Порой никуда не уйти.

 

Валентин Берестов

Действительно ли это так? Подростки решают судьбы серьёзных взрослых людей – своих родителей, и каким образом? Бывают различные ситуации, например ребёнок воспитывается в благополучной семье с финансовой стороны, но не получает внимания, любви, мудрых советов и взаимоотношения между детьми и родителями портятся. Наличие в доме спиртных напитков, сигарет, свободных денег, которые дети получают на карманные расходы, всё это может быть началом приобщения ребёнка к ПАВ. И судьба семьи может иметь крутой поворот.

Подростковый возраст самый сложный. Подростки могут начать вести себя вызывающе, а причины всё те же: не хватает внимания взрослых, высокий уровень тревожности, холерический темперамент, отсутствие душевной близости. Они меняются, появляется вспыльчивость, эмоциональная неуравновешенность, желание спорить и противоречить родителям даже по пустякам. Ребёнок становится «неудобным», с ним уже труднее договориться и не всегда понятно, как поступить в некоторых ситуациях

Здесь необходимо не прямое воздействие на подростков, а косвенное. Необходимо понимание, что педагогическое и психологическое воздействие возможно и становиться эффективным только тогда, когда этот человек является авторитетом для подростков, и то, что он говорит – это отражение его личных убеждений. Особую роль в этом могут сыграть классные руководители. Чаще они являются значимой фигурой для подростков, почти другом, и могут оказывать влияние на личность взрослеющего человека.

В первую очередь на ребёнка оказывают влияние родители, соответственно для формирования здорового жизненного стиля ребёнка необходима работа с родителями.

 На родительских собраниях педагог-психолог с родителями обсуждает темы:

Как общаться с подростком?

 Особенности подросткового возраста.

 Доверие в семье.

Опасность употребления электронных сигарет.

 Как уберечь детей от употребления ПАВ. Мифы и реальность.

Ежегодно знакомит с результатами социально-психологического тестирования на раннее немедицинское выявление употребления наркотических средств и психотропных веществ. Даёт рекомендации родителям, дети которых могут оказаться в группе риска. Например: «Золотые правила воспитания для родителей»; «Как оградить ребёнка от наркотиков и алкоголя» и др.                                                              Педагог-психолог включает в ход родительских собраний не только лекции, например, как общаться с подростком, но и профилактические игры и упражнения, упражнения на укрепление детско-родительских взаимоотношений, изменения отношения к «трудным» подросткам, и упражнения, притчи на позитивное мышление.

Вот некоторые из них.

  1. Упражнение «Я – родом из детства». ( 5 мин.)

Инструкция:

1.Вспомните, что вам чаще всего говорили в детстве ваши родители, учителя, воспитатели…Запишите прямо на листочке.

2.Вывод, который я могу сделать. Каких больше воспоминаний: негативных или позитивных?

Рефлексия: Вы можете поделиться своим выводом со всеми.

У некоторых людей складывается общее впечатление, что их детство было трудным, тяжелым и в нем было мало любви. Такое чувство угнетает взрослого человека. Зачастую мы особенно ярко помним именно негативные моменты.

Хотя радостные и счастливые переживания были у каждого человека. Когда мы идем вглубь своей памяти и находим позитивные воспоминания, то оказывается, что всё было не так плохо. Человек порой полностью меняет свое восприятие собственного прошлого и отношение к нему.

Взрослым необходимо помнить свое детство, и использовать эти воспоминания во благо воспитания свои детей. И следить за тем, как они разговаривают со своим ребенком (стиль, манера) и что говорят своему ребенку.

  1. Психологическая игра «Ярлыки»

Бывает так, что подросток оступился, совершил какое-то преступление (кражу например) или замечен в общественном месте в нетрезвом состоянии, часто такому подростку начинают вешать ярлыки – пьяница, преступник, вор. Такое возможно и со стороны учителей.

Инструкция: вспомните реального подростка, которого вам хотелось назвать каким либо ярлыком. Напишите большими буквами. И представьте, что вам якобы необходимо пройти с этой большой хорошо заметной надписью по улице в центре города. Прикрепите надписи и пройдитесь перед другими участниками.

-Что вы чувствовали, когда шли с ярлыками?

-Какие мысли возникали? Что хотелось изменить?

-Что чувствовали участники, наблюдая за героем? Какие мысли возникали? Что хотелось изменить?

Наиболее насыщенными по эмоциональным переживаниям является подростковый возраст, поэтому необходимо быть терпеливым к детям, не вешать так сразу ярлыки – ведь ему может быть тоже стыдно, обидно, грустно. Он нуждается в вашей поддержке. И у каждого подростка есть позитивные характеристики, о которых нужно говорить ему как можно чаще.

-Вспомните этого подростка, и подумайте, а какие у него есть замечательные черты. Он талантливый, активный, внимательный, отзывчивый…

Каковы причины употребления алкоголя, курения:

1.Алкоголь как средство самоутверждения. Все подростки самоутверждаются, но неумение проявить себя в школьном коллективе, дома, отсутствие других способов самоутверждения приводит к употреблению и пагубным последствиям. Потребление алкоголя в подростковом и юношеском возрасте считается символом мужественности, состоятельности. А примером мужественности является отец, его привычки могут стать привычками ребёнка.

  1. Вторая причина: Употребление ПАВ – как компенсация психических отклонений. Если ребёнок психически нездоров или имеет, какую либо патологию, это затрудняет социальную адаптацию, у него не складываются гармоничные отношения с социумом – он начинает пить, развивается алкоголизм.
  2. Алкоголь как времяпрепровождения.

Большинство подростков испытывают избыток свободного времени, объединённые в компании, не занятые полезной деятельностью подростки, как правило начинают употреблять спиртные напитки. Чтобы употребление ПАВ, не становилось основным смыслом жизни подростков, рекомендую родителям, чтобы они  записывали детей на всевозможные секции, кружки.

Почему ещё важно занимать подростков. Эмоциональное состояние  у них неустойчивое. Происходят скачки положительных и отрицательных эмоций, а между ними случается состояние  так называемого «эмоционального нуля» — скука. В чем опасность этого состояния – скука сменяется положительными эмоциями с трудом, а отрицательными эмоциями – очень легко.  Если подросток, которому стало скучно, не сумеет быстро найти для себя увлекательное дело, то вслед за скукой непременно пойдет раздражение, злость, тоска. Ребенок в таком состоянии отправляется «искать приключения».  А мы должны уметь увлечь полезным делом, работой, учёбой.

При работе с родителями необходимо убеждать их, что можно самоутвердиться без алкоголя, эмоционально положительно относиться к жизни. Что есть альтернатива алкоголю. К сожалению, употребление спиртного стало частью ритуальной культуры общества. Причём значимость событий, праздников со временем становиться всё ничтожнее, а доступность и объёмы всё больше.

Необходимо формировать позитивное мышление у самих взрослых, чтобы у них поменялось отношение к своим детям, чтобы их отношения укреплялись, учим чаще говорить детям хорошие слова.  Менять негативные установки, на позитивные.

3.Упражнение «Изменение негативных установок, на позитивные»

Например, можно услышать – Ну и молодёжь пошла! А нужно говорить: Какая молодёжь сейчас – современная, коммуникабельная, творческая…

 Например: Времена настали… — Как прекрасно это время, в котором мы живём!

Например, случай из практики. Учитель терпеть не могла один класс, а работать с ними надо было. И стала она говорить им: «Мой любимый класс пришёл!»  В итоге изменились отношения между ними в лучшую сторону, стало комфортно работать с этим классом.

Кроме того, на собраниях, педагог-психолог даёт  упражнения на дом, которые необходимо выполнить вместе с подростком. Проанализировать вместе.

В завершении, для вас рецепт общения с подростками:взять принятие, добавить к нему признание,смешать с определенным количеством родительской любви и доступности,  добавить собственной ответственности,приправленной любящим отцовским и материнским авторитетом.

Вывод:

Здоровый образ жизни семьи, отсутствие в доме спиртных напитков – это серьезная поддержка для любого ребёнка. Дети живут среди нас взрослых, что делают взрослые, то наверняка будут делать и дети. Соответственно нельзя заниматься обучением, воспитанием детей, не меняя форм поведения взрослых. Поэтому формируем здоровый образ жизни у подростков через родителей.

Спасибо за внимание.

презентация

Спасибо за внимание.

ГБУ ЦППМСП «Бирюза» м.р.Сергиевский                                                         Педагог-психолог Бутахина Е.А.

Оставить ответ