Буллинг в подростковой среде

    Буллинг (от английского bullying — «запугивание», «издевательство», «травля») — это агрессия одних детей против других, когда имеют место неравенство сил и жертва показывает, как сильно её это задевает.

    Буллинг не всегда выражается в физическом нападении. Чаще происходит психологическое насилие в форме:

  • словесной травли (оскорбления, злые и непристойные шутки, насмешки и прочее);
  • распространения слухов и сплетен;
  • бойкота (одна из самых опасных форм буллинга, так как чаще остальных приводит к суициду).

‍     Буллеры — это дети, которые выступают агрессорами. Хотя в процессе буллинга они находятся в позиции силы, на деле буллерам тоже приходится несладко. Причиной такого поведения чаще всего являются проблемы в семье.

‍     Буллинг наиболее распространён в начальной и средней школе. К 10–11 классам на фоне процессов созревания мозговых структур и способности у подростков к саморегуляции он постепенно сходит на нет.

‍     Если в коллективе началась травля, сложно не включиться. В буллинге много ролей. Три основные: буллеры, или  агрессоры (придумывают и возглавляют издевательства), наблюдатели (вроде в стороне от конфликта, но всё равно одобряют либо осуждают агрессоров) и жертва.

‍     К сожалению, в ситуации буллинга бесполезно занимать отстранённую позицию. Даже если нападкам подвергается только один одноклассник и других детей «это не касается», наблюдатели получают не меньшую, а порой и большую травматизацию («травма наблюдателя»). Часто ребёнок не может самостоятельно справиться с опытом наблюдения за продолжающимся насилием. Буллинг причиняет ущерб психическому здоровью не только жертвы, но и детей, которые находятся в позиции безмолвных свидетелей.

     В 2022-2023 учетном году, в  рамках содействия выявлению условий, стимулирующих возникновение и развитие буллинговых проблем в образовательных организациях Северного округа, а также в целях реализации Карты действий по направлению «Буллинг в детских коллективах», утвержденной Уполномоченным по правам ребенка по итогам работы XVIII съезда уполномоченных по правам ребенка в субъектах  Российской Федерации по теме «Государственная политика Российской Федерации в сфере защиты прав детей на образование»; повышения доступности образования и совершенствования государственной политики в сфере защиты прав детей на образование, было  проведено исследование, направленное на выявление условий, стимулирующих возникновение и развитие буллинговых проблем в школах Северного округа. Целевой аудиторией явились — обучающиеся 5-11 классов 15 образовательных организацияй  м.р. Сергиевский (14 средних и 1 основная школа). В опросе приняли участие 1770 обучающихся.

     В ходе проведенного исследования были выявлены формы и типы, социальная структура буллинга, распространенное явление в школьной среде. В результате исследования можно сделать следующие выводы: явление буллинга пристутствует в школьной среде. Из 1770 опрашиваемых 94% имеют знания о понятии «буллинг», 52% сталкивались  с ситуациями издевательства одних людей над другими, 11% испытали на себе это явление в каких-либо формах (примерно в равных долях среди девочек и мальчиков). В большинстве случаев, по мнению опрашиваемых, это проявляется в виде унижений (оскорблений) в школе и в сети интернет. Результатом исследования стали рекомендации для педагогов, учащихся и родителей, как противостоять буллингу и пресекать его распространение.

 

Оставить ответ