Важные условия полноценного, гармоничного развития личности ребенка:
- умение ребенка пользоваться в общении с окружающими правильной, четкой речью;
- умение ясно выражать свои мысли и желания;
- умение говорить на своем языке чисто и выразительно.
Внятность и чистота речи зависят от многих факторов:
- от состояния подвижности артикуляционного аппарата,
- от хорошо развитого речевого дыхания, которое обеспечивает нормальное звукообразование и голосообразование;
- от состояния слухового самоконтроля, так как снижение слуха ведет к искаженному произношению звуков, слов в целом и ошибкам при письме и чтении в школьном возрасте.
Общее недоразвитие речи — это термин для обозначения уровня речевого развития ребёнка при сохранном интеллекте. Чаще всего наблюдается у детей с моторной алалией, с выраженной дизартрией, реже с ринолалией, а также при задержке темпа психического развития. У всех детей с ОНР наблюдается патологический ход речевого развития.
Основными признаками ОНР в дошкольном возрасте:
— позднее начало развития речи,
— замедленный темп речевого развития,
— ограниченный, не соответствующий возрасту словарный запас,
— нарушение формирования грамматического строя речи,
— нарушение звукопроизношения и фонематического восприятия.
При этом у них отмечается сохранность слуха и удовлетворительное понимание доступной для определенного возраста обращённой речи. Речь у них может находиться на разном уровне развития. Своеобразие ОНР у дошкольников состоит в том, что каждый из языковых компонентов (фонетика, лексика и грамматика) имеет особенности, обусловленные не только глубиной поражения, но и их соотношением со спонтанным речевым развитием.
Неполноценная речевая деятельность оказывает негативное влияние на все сферы личности ребёнка. Для детей с ОНР характерны недостаточная устойчивость внимания, нередки ошибки привнесения, повторное называние предметов, картинок. Дети часто забывают сложные инструкции, элементы и последовательность предложенных заданий. Дети отстают в развитии словесно-логического мышления.
Для многих детей характерна ригидность мышления. У них затрудняется развитие познавательной деятельности, снижается продуктивность запоминания, нарушается логическая и смысловая память, дети с трудом овладевают мыслительными операциями, нарушаются все формы общения и межличностного взаимодействия существенно тормозится развитие игровой деятельности, имеющей ведущее значение в плане общего психического развития. Это происходит из-за того, что они не понимают обращённой к ним речи или их речь не понимают другие люди. Дети с ОНР плохо включаются в общие игры и занятия, так как не могут уловить их сути и не понимают предъявляемых требований.
Прежде всего, у детей с ОНР страдает функция общения. Их речь имеет узко-ситуативную направленность, мало понятна вне привычной ситуации. Свободное общение без соответствующей помощи и пояснений взрослого оказывается крайне затруднено.
Выделяют три уровня речевого недоразвития:
І уровень речевого развития– «безречевые» дети. Речевые средства у них крайне ограничены даже в 5-6-летнем возрасте. В своей речи используют лепетные слова и звукоподражания (бо-бо, ав-ав), а также небольшое число существительных и глаголов, которые существенно искажены в звуковом отношении (кука — кукла, ават – кровать). Одним и тем же лепетным словом или звукосочетанием ребенок может обозначать несколько разных понятий, заменять им названия действий и названия предметов (би-би – машина, самолет, поезд, ехать, лететь).
Высказывания могут сопровождаться активными жестами и мимикой. В речи преобладают предложения из 1-2 слов. Грамматические связи в предложениях отсутствуют. Период «Однословного предложения, предложения из аморфных слов-корней» наблюдается и при нормальном речевом развитии ребёнка. Однако он является господствующим только в течение 5-6 месяцев и включает небольшое количество слов. Речь детей понятна только в конкретной ситуации общения с близкими людьми. Понимание речи детьми в определенной мере ограничено. Звуковая сторона речи резко нарушена. В большей степени нарушается произношение согласных звуков, гласные могут оставаться относительно сохранными. Фонематическое восприятие у детей грубо нарушено. Дети могут путать сходные по звучанию, но разные по значению слова (молоко – молоток, мишка – миска). До 3-ёх лет дети практически являются безречевыми. Спонтанное развитие полноценной речи у них невозможно.
ІІ уровень речевого развития имеет «начатки общеупотребительной речи». Понимание обиходной речи достаточно развито. Они более активно общаются при помощи речи. Наряду с жестами, звуковыми комплексами и лепетными словами дети используют общеупотребительные слова, которые обозначают предметы, действия и признаки, хотя их активный словарь резко ограничен. На этом уровне возможно пользование местоимениями, иногда союзами, простыми предлогами в элементарных значениях. Союзы и частицы в речи не употребляются. Значительно нарушено у детей звукопроизношение. Это проявляется в заменах, искажениях и пропусках целого ряда согласных звуков. Нарушена слоговая структура слова. Как правило, дети сокращают количество звуков и слогов, отмечаются их перестановки (тевики – снеговики, виметь – медведь). При обследовании отмечается нарушение фонематического восприятия. Дети пользуются простыми предложениями из 2-3-х слов с начатками грамматического конструирования. Высказывания детей обычно бедны, ребенок ограничивается перечислением непосредственно воспринимаемых предметов и действий. Дети могут отвечать на вопросы по картине, связанные с семьёй, знакомыми событиями окружающей жизни. В то же время отмечаются грубые ошибки в использовании грамматических форм (игаю кука – играю с куклой). Формы числа, рода и падежа для таких детей по существу не несут смыслоразличительной функции. Словоизменение носит случайный характер, и потому при использовании его допускается много разнообразных ошибок.
ІІІ уровень речевого развития у данной категории детей характеризуется наличием «развёрнутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития при относительно благополучном понимании речи». Дети могут рассказать о себе, о событиях своей жизни, о друзьях. Однако свободное общение для них крайне затруднено. Дети пользуются всеми частями речи, правильно употребляют простые грамматические формы, пытаются строить сложносочинённые и сложноподчинённые предложения. Дети пользуются развернутой фразовой речью, но испытывают большие трудности при самостоятельном составлении предложений, чем их нормально говорящие сверстники. Поэтому стараются в устном речевом общении «обходить» трудные для них слова и выражения. Они могут рассказать о своей семье, о себе и товарищах, событиях окружающей жизни, составить короткий рассказ по картинке.
Каждый из уровней может быть диагностирован у детей любого возраста. Только совместными усилиями специалистов и родителей можно добиться положительных результатов в коррекционной работе по преодолению речевых нарушений
Советы родителям для активизации речевого развития:
- Говорите с ребенком, озвучивая все действия (кормление, одевание, купание), комментируя окружающие события, не боясь повторения одних и тех же слов, произносите их чётко, терпеливо, доброжелательно.
- Развивайте понимание речи, используя простые инструкции типа: — Дай ручку, -Где ножка? Опирайтесь на то, что ребенку доступно. Неоднократно повторяйте уже усвоенное.
- Используйте в речи наряду с полными словами их упрощенные варианты: машина – би-би, кукла – ля-ля, упал – бах.
- Пойте ребенку перед сном. Лучше не менять часто репертуар.
- Вызывайте желание подражать взрослому. Это возможно, когда сочетаются эмоциональная заинтересованность и доступность слов, которые ребенок произносит во время совместных игр (Прятки – ку-ку, Паровозик ту-ту). Можно вместе удивляться увиденному: Ух ты! Первые слова, произносимые на эмоциональном фоне, могут быть междометиями: ой, ай, ух.Ребенку производительно повторять только гласные: о, а, у.
- Чаще рассказывайте, читайте первые детские сказки, стихи. Побуждайте досказывать слова по мере речевой возможности.
- Не перегружайте ребенка телевизионной, видео- и аудиоинформацией. При чтении сокращайте текст до понятных фраз.
- Не говорите при ребенке о его отставании.
- Не разражайтесь, не стесняйтесь того, что ваш ребенок не говорит. Не проявляйте излишнюю тревогу: у каждого свои сроки, свои проблемы. Обратитесь к специалистам: логопеду, дефектологу, психологу, лору, детскому неврологу, которые составят план работы, если нужно –пройтите лечение.
- Не дожидаясь, пока ребенок заговорит, начинайте учить его различать предметы по размеру (большой – маленький),соотносить цвета, форму (дай такой же), количество (один-много).
- Проводите массаж пальчиков рук и ладошек, игры типа «Сорока-белобока» и т.д.
Ребенка необходимо побуждать к речи. Он должен чувствовать вашу поддержку, успехи и новые достижения необходимо поощрять и отмечать, постоянно ставя перед ребенком новые задачи. Создавайте ситуации, в которых ребенок будет стремиться вступать с вами в речевой контакт. Задействуйте, при этом, его эмоциональный фон. Для этого, в домашних условиях существует масса возможностей, например настольный кукольный театр, или пальчиковые персонажи («би-ба-бо») вашего ребенка.
В то же время нужно учитывать психологические особенности и состояние ребенка. Если вы не видите у вашего малыша желания говорить, если он дает протест в тот момент, когда вы его поправляете и просите повторить правильный вариант, не упорствуйте, возможно, чуть позже вам это удастся. Работа родителей состоит не только в том, чтобы способствовать собственной речевой активности ребенка, но и в том, чтобы научить ребенка слушать маму, активизируя и развивая произвольное внимание ребенка.
Поощряйте любопытство, стремление задавать вопросы, для этого отвечайте на каждый детский вопрос.
Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Это обижает, обесценивает его достоинства. Ваш ребенок, даже имеющий серьезные проблемы в развитии, является индивидуальностью.
Важную роль играет эмоциональный контакт со взрослым: деловое сотрудничество с ним, речевое взаимодействие, организация совместной предметной и игровой деятельности.
Включайте речь во все виды деятельности: ежедневно озвучивайте ребенку ваши и его действия, одевая ребенка на прогулку, купая его, играя с ним, внося, таким образом, эмоционально-смысловой комментарий в жизнь ребенка. Позже вы можете просить ребенка комментировать ваши и свои действия. При этом развивается планирующая и регулирующая функции речи, играющие незаменимую роль в становлении речи и мышления, в умении планировать и организовывать собственную деятельность на основе словесной инструкции взрослого, а позднее и самостоятельно.
Одним из видов обучения на начальном этапе становления речи являются речевые игры с подражанием голосам животных, совместное проговаривание потешек, прибауток, рифмовок, пропевание песен, колыбельных. Это поможет ребенку усвоить ритмико-мелодическую сторону родного языка. Многократное повторение различных звукокомплексов упражняет язык, оттачивает фонематический слух, помогает работе над слоговой структурой. Если в семье нет этого речевого взаимодействия с малышом, то развитие речи может задержаться, в большей степени это касается детей с индивидуальными особенностями.
Закреплять и совершенствовать достигнутые речевые возможности ребёнка , а также приобретать новые знания совместно с родителям совсем не сложно. Достаточно просто ввести это в ежедневную привычку.
Дата:03.02.21. Учитель-логопед Александрова В.В.
Оставить ответ
Вы должны быть авторизованы чтобы размещать комментарии.