У ребёнка ОНР…

Важные условия полноценного, гармоничного развития личности ребенка:

  • умение ребенка пользоваться в общении с окружающими правильной, четкой речью;
  • умение ясно выражать свои мысли и желания;
  • умение говорить на своем языке чисто и выразительно.

 

Внятность и чистота речи зависят от многих факторов:

  • от состояния подвижности артикуляционного аппарата,
  • от хорошо развитого речевого дыхания, которое обеспечивает нормальное звукообразование и голосообразование;
  • от состояния слухового самоконтроля, так как снижение слуха ведет к искаженному произношению звуков, слов в целом и ошибкам при письме и чтении в школьном возрасте.

Об­щее не­до­раз­ви­тие ре­чи  — это термин для обозначения  уровня речевого развития ребёнка при сохранном интеллекте. Ча­ще все­го наблюда­ет­ся у де­тей с моторной ала­ли­ей, с вы­ра­жен­ной диз­арт­ри­ей, ре­же с ри­нола­ли­ей, а так­же при задерж­ке тем­па пси­хи­че­ско­го раз­ви­тия. У всех де­тей с ОНР на­блю­да­ет­ся па­то­ло­ги­че­ский ход ре­че­во­го развития.

Ос­нов­ны­ми при­зна­ка­ми ОНР в до­шко­ль­ном воз­рас­те:

— позд­нее на­ча­ло раз­ви­тия ре­чи,

— за­мед­лен­ный темп ре­че­во­го раз­ви­тия,

— ог­ра­ни­чен­ный, не со­от­вет­ст­вую­щий воз­рас­ту сло­вар­ный за­пас,

— на­ру­ше­ние фор­ми­ро­ва­ния грам­ма­ти­че­ско­го строя ре­чи,

— на­ру­ше­ние зву­ко­про­из­но­ше­ния и фо­не­ма­ти­че­ско­го вос­при­ятия.

При этом у них от­ме­ча­ет­ся со­хран­ность слу­ха и удов­ле­тво­ри­тель­ное понима­ние дос­туп­ной для оп­ре­де­лен­но­го воз­рас­та об­ра­щён­ной ре­чи. Речь у них мо­жет на­хо­дить­ся на раз­ном уров­не раз­ви­тия. Свое­об­ра­зие ОНР у дошко­ль­ни­ков со­сто­ит в том, что ка­ж­дый из язы­ко­вых компо­нен­тов (фо­не­ти­ка, лек­си­ка и грамма­ти­ка) име­ет осо­бен­но­сти, обу­слов­ленные не толь­ко глуби­ной по­ра­же­ния, но и их со­от­но­ше­ни­ем со спон­тан­ным ре­че­вым развити­ем.

Не­пол­но­цен­ная ре­че­вая дея­тель­ность ока­зы­ва­ет не­га­тив­ное влияние на все сфе­ры лич­но­сти ре­бён­ка. Для де­тей с ОНР ха­рак­тер­ны недостаточ­ная устой­чи­вость вни­ма­ния, не­ред­ки ошиб­ки прив­не­се­ния, по­втор­ное на­зыва­ние пред­ме­тов, кар­ти­нок. Де­ти час­то за­бы­ва­ют слож­ные ин­ст­рук­ции, элемен­ты и по­сле­до­ва­тель­ность пред­ло­жен­ных за­да­ний. Де­ти от­ста­ют в разви­тии словесно-ло­ги­че­ско­го мыш­ле­ния.

Для мно­гих де­тей ха­рак­тер­на ри­гидность мышле­ния. У них за­труд­ня­ет­ся раз­ви­тие по­зна­ва­тель­ной дея­тель­но­сти, снижа­ет­ся про­дук­тив­ность за­по­ми­на­ния, на­ру­ша­ет­ся ло­ги­че­ская и смы­сло­вая па­мять, де­ти с тру­дом ов­ла­де­ва­ют мыс­ли­тель­ны­ми опе­ра­ция­ми, нару­ша­ют­ся все формы об­ще­ния и меж­лич­но­ст­но­го взаи­мо­дей­ст­вия су­ще­ст­вен­но тормозит­ся раз­ви­тие иг­ро­вой деятель­но­сти, имею­щей ве­ду­щее зна­че­ние в плане об­ще­го пси­хи­че­ско­го раз­ви­тия. Это про­ис­ходит из-за то­го, что они не по­ни­ма­ют об­ра­щён­ной к ним ре­чи или их речь не по­ни­ма­ют дру­гие лю­ди. Де­ти с ОНР пло­хо вклю­ча­ют­ся в об­щие иг­ры и за­нятия, так как не мо­гут уло­вить их сути и не по­ни­ма­ют предъ­яв­ляе­мых тре­бова­ний.

Пре­ж­де все­го, у де­тей с ОНР стра­да­ет функ­ция об­ще­ния. Их речь име­ет узко-си­туа­тив­ную на­прав­лен­ность, ма­ло по­нят­на вне при­выч­ной си­туа­ции. Свобод­ное об­ще­ние без со­от­вет­ст­вую­щей по­мо­щи и по­яс­не­ний взрос­ло­го оказыва­ет­ся край­не за­труд­не­но.

Выделяют три уровня речевого недоразвития:

І уро­вень речевого развития– «без­ре­че­вые» де­ти. Ре­че­вые средст­ва у них край­не ог­ра­ни­че­ны да­же в 5-6-лет­нем воз­рас­те. В сво­ей ре­чи исполь­зу­ют ле­пет­ные сло­ва и зву­ко­под­ра­жа­ния (бо-бо, ав-ав), а так­же не­боль­шое чис­ло су­ще­ст­ви­тель­ных и гла­го­лов, ко­то­рые су­ще­ст­вен­но ис­каже­ны в зву­ко­вом от­но­ше­нии (ку­ка — кук­ла, ават – кро­вать). Од­ним и тем же ле­пет­ным словом или звукосочетани­ем ре­бе­нок мо­жет обо­зна­чать не­сколь­ко раз­ных по­нятий, за­ме­нять им на­зва­ния дей­ст­вий и на­зва­ния пред­ме­тов (би-би – ма­ши­на, са­мо­лет, по­езд, ехать, ле­теть).

Вы­ска­зы­ва­ния мо­гут со­про­во­ж­дать­ся ак­тив­ны­ми жес­та­ми и ми­ми­кой. В речи пре­об­ла­да­ют пред­ло­же­ния из 1-2 слов. Грам­ма­ти­че­ские свя­зи в предложениях от­сут­ст­ву­ют. Пе­ри­од «Од­но­слов­но­го пред­ло­же­ния, пред­ло­же­ния из аморф­ных слов-кор­ней» на­блю­да­ет­ся и при нормаль­ном ре­че­вом раз­ви­тии ре­бён­ка. Од­на­ко он яв­ля­ет­ся гос­под­ствую­щим толь­ко в те­че­ние 5-6 ме­ся­цев и вклю­ча­ет не­боль­шое ко­ли­че­ст­во слов. Речь детей по­нят­на толь­ко в кон­крет­ной си­туа­ции об­ще­ния с близ­ки­ми людь­ми. Понима­ние ре­чи деть­ми в оп­ре­де­лен­ной ме­ре ог­ра­ни­че­но. Зву­ко­вая сто­ро­на ре­чи рез­ко на­ру­ше­на. В боль­шей сте­пе­ни на­ру­ша­ет­ся про­из­но­ше­ние со­глас­ных зву­ков, глас­ные мо­гут ос­та­вать­ся от­но­си­тель­но со­хран­ны­ми. Фоне­ма­ти­че­ское вос­при­ятие у детей гру­бо на­ру­ше­но. Де­ти мо­гут пу­тать сход­ные по зву­ча­нию, но раз­ные по зна­че­нию сло­ва (мо­ло­ко – мо­ло­ток, миш­ка – мис­ка). До 3-ёх лет де­ти практически яв­ля­ют­ся без­ре­че­вы­ми. Спон­тан­ное раз­ви­тие пол­но­цен­ной ре­чи у них не­воз­мож­но.

ІІ уро­вень ре­че­во­го раз­ви­тия име­ет «на­чат­ки об­ще­упот­ре­би­тель­ной речи». По­ни­ма­ние оби­ход­ной ре­чи дос­та­точ­но раз­ви­то. Они бо­лее ак­тив­но общают­ся при по­мо­щи ре­чи. На­ря­ду с жес­та­ми, зву­ко­вы­ми ком­плек­са­ми и лепетны­ми сло­ва­ми де­ти ис­поль­зу­ют об­ще­упот­ре­би­тель­ные сло­ва, ко­то­рые обозна­ча­ют пред­ме­ты, дей­ст­вия и при­зна­ки, хо­тя их ак­тив­ный сло­варь рез­ко огра­ни­чен. На этом уров­не воз­мож­но поль­зо­ва­ние ме­сто­име­ния­ми, ино­гда союзами, про­сты­ми пред­ло­га­ми в эле­мен­тар­ных зна­че­ни­ях. Сою­зы и час­тицы в ре­чи не упот­реб­ля­ют­ся. Зна­чи­тель­но на­ру­ше­но у детей зву­ко­про­из­но­ше­ние. Это прояв­ля­ет­ся в за­ме­нах, ис­ка­же­ни­ях и про­пус­ках це­ло­го ря­да со­глас­ных звуков. На­ру­ше­на сло­го­вая струк­ту­ра сло­ва. Как пра­ви­ло, де­ти со­кра­ща­ют коли­че­ст­во зву­ков и сло­гов, от­ме­ча­ют­ся их пе­ре­ста­нов­ки (те­ви­ки – сне­го­ви­ки, ви­меть – медведь). При об­сле­до­ва­нии от­ме­ча­ет­ся на­ру­ше­ние фо­не­ма­ти­ческо­го вос­при­ятия. Де­ти поль­зу­ют­ся про­сты­ми пред­ло­же­ния­ми из 2-3-х слов с на­чат­ка­ми грамматиче­ско­го кон­ст­руи­ро­ва­ния. Вы­ска­зы­ва­ния де­тей обыч­но бед­ны, ре­бе­нок ог­ра­ни­чи­ва­ет­ся пе­ре­чис­ле­ни­ем не­по­сред­ст­вен­но вос­при­нимае­мых пред­ме­тов и дей­ст­вий. Де­ти мо­гут от­ве­чать на во­про­сы по кар­ти­не, свя­зан­ные с семь­ёй, знакомы­ми со­бы­тия­ми ок­ру­жаю­щей жиз­ни. В то же время от­ме­ча­ют­ся гру­бые ошиб­ки в ис­поль­зо­ва­нии грам­ма­ти­че­ских форм (игаю ку­ка – иг­раю с кук­лой). Фор­мы чис­ла, ро­да и па­де­жа для та­ких де­тей по суще­ст­ву не не­сут смыслоразличи­тель­ной функ­ции. Сло­во­из­ме­не­ние но­сит слу­чай­ный ха­рак­тер, и по­то­му при ис­поль­зо­ва­нии его до­пус­ка­ет­ся мно­го раз­но­об­раз­ных оши­бок.

ІІІ уро­вень ре­че­во­го раз­ви­тия у дан­ной ка­те­го­рии де­тей ха­ракте­ри­зу­ет­ся на­ли­чи­ем «раз­вёр­ну­той фра­зо­вой ре­чи с эле­мен­та­ми лек­си­ко-грамматическо­го и фо­не­ти­ко-фо­не­ма­ти­че­ско­го не­до­раз­ви­тия при относитель­но бла­го­по­луч­ном по­ни­ма­нии ре­чи». Де­ти мо­гут рас­ска­зать о се­бе, о собы­ти­ях сво­ей жиз­ни, о друзь­ях. Од­на­ко сво­бод­ное об­ще­ние для них край­не за­труд­не­но. Де­ти поль­зу­ют­ся все­ми час­тя­ми ре­чи, пра­виль­но упот­реб­ля­ют простые грам­ма­ти­че­ские фор­мы, пы­та­ют­ся стро­ить слож­но­со­чи­нён­ные и сложнопод­чи­нён­ные пред­ло­же­ния. Де­ти поль­зу­ют­ся раз­вер­ну­той фра­зо­вой речью, но ис­пы­ты­ва­ют боль­шие труд­но­сти при са­мо­стоя­тель­ном со­став­лении пред­ло­же­ний, чем их нор­маль­но го­во­ря­щие свер­ст­ни­ки. По­это­му ста­рают­ся в уст­ном ре­че­вом об­ще­нии «об­хо­дить» труд­ные для них сло­ва и вы­раже­ния. Они мо­гут рас­ска­зать о сво­ей се­мье, о се­бе и то­ва­ри­щах, со­бы­ти­ях окру­жаю­щей жизни, со­ста­вить ко­рот­кий рас­сказ по кар­тин­ке.

 

Ка­ж­дый из уров­ней мо­жет быть диагностиро­ван у де­тей лю­бо­го воз­рас­та. Только совместными усилиями специалистов и родителей можно добиться положительных результатов в коррекционной работе по преодолению речевых нарушений

Советы  родителям  для  активизации  речевого развития:

  1. Говорите с ребенком, озвучивая все действия (кормление, одевание, купание), комментируя окружающие события, не боясь повторения одних и тех же слов, произносите их чётко, терпеливо, доброжелательно.
  2. Развивайте понимание речи, используя простые инструкции типа: — Дай ручку, -Где ножка? Опирайтесь на то, что ребенку доступно. Неоднократно повторяйте уже усвоенное.
  3. Используйте в речи наряду с полными словами их упрощенные варианты: машина – би-би, кукла – ля-ля, упал – бах.
  4. Пойте ребенку перед сном. Лучше не менять часто репертуар.
  5. Вызывайте желание подражать взрослому. Это возможно, когда сочетаются эмоциональная заинтересованность и доступность слов, которые ребенок произносит во время совместных игр (Прятки – ку-ку, Паровозик ту-ту). Можно вместе удивляться увиденному: Ух ты! Первые слова, произносимые на эмоциональном фоне, могут быть междометиями: ой, ай, ух.Ребенку производительно повторять только гласные: о, а, у.
  6. Чаще рассказывайте, читайте первые детские сказки, стихи. Побуждайте досказывать слова по мере речевой возможности.
  7. Не перегружайте ребенка телевизионной, видео- и аудиоинформацией. При чтении сокращайте текст до понятных фраз.
  8. Не говорите при ребенке о его отставании.
  9. Не разражайтесь, не стесняйтесь того, что ваш ребенок не говорит. Не проявляйте излишнюю тревогу: у каждого свои сроки, свои проблемы. Обратитесь к специалистам: логопеду, дефектологу, психологу, лору, детскому неврологу, которые составят план работы, если нужно –пройтите лечение.
  10. Не дожидаясь, пока ребенок заговорит, начинайте учить его различать предметы по размеру (большой – маленький),соотносить цвета, форму (дай такой же), количество (один-много).
  11. Проводите массаж пальчиков рук и ладошек, игры типа «Сорока-белобока» и т.д.

Ребенка необходимо побуждать к речи. Он должен чувствовать вашу поддержку, успехи и новые достижения необходимо поощрять и отмечать, постоянно ставя перед ребенком новые задачи. Создавайте ситуации, в которых ребенок будет стремиться вступать с вами в речевой контакт. Задействуйте, при этом, его эмоциональный фон. Для этого, в домашних условиях существует масса возможностей, например настольный кукольный театр, или пальчиковые персонажи («би-ба-бо») вашего ребенка.

В то же время нужно учитывать психологические особенности и состояние ребенка. Если вы не видите у вашего малыша желания говорить, если он дает протест в тот момент, когда вы его поправляете и просите повторить правильный вариант, не упорствуйте, возможно, чуть позже вам это удастся. Работа родителей состоит не только в том, чтобы способствовать собственной речевой активности ребенка, но и в том, чтобы научить ребенка слушать маму, активизируя и развивая произвольное внимание ребенка.

Поощряйте любопытство, стремление задавать вопросы, для этого отвечайте на каждый детский вопрос.

Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Это обижает, обесценивает его достоинства. Ваш ребенок, даже имеющий серьезные проблемы в развитии, является индивидуальностью.

Важную роль играет эмоциональный контакт со взрослым: деловое сотрудничество с ним, речевое взаимодействие, организация совместной предметной и игровой деятельности.

Включайте речь во все виды деятельности: ежедневно озвучивайте ребенку ваши и его действия, одевая ребенка на прогулку, купая его, играя с ним, внося, таким образом, эмоционально-смысловой комментарий в жизнь ребенка. Позже вы можете просить ребенка комментировать ваши и свои действия. При этом развивается планирующая и регулирующая функции речи, играющие незаменимую роль в становлении речи и мышления, в умении планировать и организовывать собственную деятельность на основе словесной инструкции взрослого, а позднее и самостоятельно.

Одним из видов обучения на начальном этапе становления речи являются речевые игры с подражанием голосам животных, совместное проговаривание потешек, прибауток, рифмовок, пропевание песен, колыбельных. Это поможет ребенку усвоить ритмико-мелодическую сторону родного языка. Многократное повторение различных звукокомплексов упражняет язык, оттачивает фонематический слух, помогает работе над слоговой структурой. Если в семье нет этого речевого взаимодействия с малышом, то развитие речи может задержаться, в большей степени это касается детей с индивидуальными особенностями.

Закреплять и совершенствовать достигнутые речевые возможности ребёнка , а также приобретать новые знания совместно с родителям совсем не сложно. Достаточно просто ввести это в ежедневную привычку.

Дата:03.02.21.                                       Учитель-логопед   Александрова В.В.

Оставить ответ